Вопрос:

Маргарита Гаева

МХАТ 2-й — Под руководством Берсенева


Ответ:

Виктор Маковеев

В 1928 году Михаил Чехов покинул СССР, и художественным руководителем театра (и одновременно директором, официально — с 1933 года) стал Иван Берсенев, актёр МХТ с 1911 года, с 1922-го входивший в правление 1-й Студии, но во второй половине 20-х годов только начинавший приобщаться к режиссуре; фактически главным режиссёром театра, до своего ухода в 1931 году, был Борис Сушкевич, убеждённый студиец, тяжело переживавший утрату студийной атмосферы при Чехове. «В своих постановках, — пишет Д. Золотницкий, — он тяготел к психологизированной театральной игре, обогащенной социальным анализом, давал эпоху в условном разрезе, в сгущенных красках, оттачивал образ до гиперболы и гротеска… Стиль режиссуры Сушкевича представлял собой сплав мхатовского психологизма, сострадательно-гуманных заповедей Сулержицкого и вахтанговской традиции оправдания игрового гротеска. Эти три истока в разных стечениях определяли до сих пор общие принципы искусства МХАТ-2».

Первой премьерой театра после ухода Чехова стал спектакль «Человек, который смеется» по роману В. Гюго, поставленный Сушкевичем. Скульптор Н. А. Андреев оформил спектакль в стиле пышного барокко, но гротескно сместил пропорции, гротеск преобладал и в игре актёров, и тем не менее спектакль получился хрестоматийным.

Со второй половины 20-х годов театр всё чаще обращался к современной отечественной драматургии, не всегда высокого уровня, что породило серию проходных спектаклей; но были в его репертуаре и «Закат» И. Бабеля, и «Петр I» А. Н. Толстого (1-я редакция), и ставший событием в истории советского театра «Чудак» А. Афиногенова, выдержавший более 500 представлений. «После многих туманных или далёких от современности спектаклей, — писал о „Чудаке“ П. Марков в 1929 году, — МХАТ 2-й дал постановку увлекательной свежести и театральной заразительности. Спектакль „Чудак“ возвращает МХАТ 2-му его былую трепетность и активность».

В начале 30-х годов в руководстве театра обострились разногласия: в 1931 году МХАТ 2-й покинул В. Смышляев, в 1932 году ушли Б. Сушкевич и Н. Бромлей, одна из ведущих актрис театра, - последним спектаклем Сушкевича стала «Неблагодарная роль» А. Файко. После его ухода основными режиссёрами стали А. Чебан и И. Берсенев. В этот последний период заметными явлениями в театральной жизни стали спектакли «Униженные и оскорбленные», «Двенадцатая ночь», «Испанский священник».

С театром, ещё на его студийной стадии, сотрудничали известные художники Борис Кустодиев и Игнатий Нивинский; в 30-х годах спектакли театра оформляли Владимир Фаворский и Аристарх Лентулов.

Источник: Википедия


Связанные вопросы (МХАТ 2-й):

Предыстория. Первая студия МХТ

Избранный репертуар

История

Под руководством Чехова

Закрытие театра