Вопрос:

Елизавета Акирова

МХАТ 2-й — Под руководством Чехова


Ответ:

Юрий Александрович

Михаил Чехов в роли Эрика XIV

В сентябре 1924 года 1-я Студия превратилась в самостоятельный театр, МХАТ 2-й, с собственным руководством — дирекцией, которую возглавил Михаил Чехов, и получила в своё распоряжение помещение бывшего Нового театра («Шелапутинский театр») (на Театральной площади).

Из воспоминаниий И. Ильинского (в том же году покинувшего театр): «Я был на том собрании, когда М. А. Чехов объявил товарищам, что он хочет стать руководителем студии, что он хочет строить театр, что он видит для этого путь, по которому должен идти театр-студия, и что если товарищи верят ему, то он станет во главе театра. Если же нет, то он вынужден уйти из студии и строить такой театр на стороне. Все студийцы призадумались — они поняли, что с этого дня изменится облик студии. Особенно это почувствовали старшие товарищи. Но авторитет Чехова был так велик в это время, вся молодежь так любила его, что не могло быть и речи об уходе Чехова. Предложение Чехова было принято…»

От своей предшественницы новый театр унаследовал эклектизм; кроме Б. Сушкевича и А. Дикого (вскоре покинувшего театр), спектакли ставил и окончательно перешедший во МХАТ 2-й из главного МХАТа Валентин Смышляев, к режиссуре приобщались и ведущие актёры театра, бывшие мхатовцы Александр Чебан, Серафима Бирман, позже Иван Берсенев; фактическое равноправие нескольких режиссёров не способствовало выработке единого, собственного стиля. По воспоминаниям И. Берсенева, МХАТ 2-й был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Символистские тенденции, которые поддерживал Чехов и непосредственно воплощали Смышляев и Чебан («Гамлет», «Петербург»), здесь соперничали с реалистическими в лице Сушкевича («Дело») и яркой театральностью в стиле позднего Вахтангова, поклонником которого оставался А. Дикий («Блоха»).

В репертуаре, как и в предыдущий период, преобладала классика; нарождающуюся советскую драматургию театр почти полностью игнорировал, даже к 10-летию Октябрьской революции в ноябре 1927 года предпочёл поставить пьесу Р. Роллана «Взятие Бастилии», что вызвало нарекания в прессе, а в самом театре — конфликт, в результате которого МХАТ 2-й окончательно покинул Алексей Дикий, с группой артистов, в том числе Ольгой Пыжовой и Леонидом Волковым, недовольными тем, что Чехов строит театр под себя. Это отмечал ещё 1924 году П. Марков по поводу постановки «Гамлета»: «Главнейшим оправданием „Гамлета“ во МХАТ 2-м остаётся Чехов. Только применительно к нему могут получить объяснение противоречивые формы спектакля и тот способ прочтения шекспировской трагедии, который был обнаружен спектаклем».

Источник: Википедия


Связанные вопросы (МХАТ 2-й):

Предыстория. Первая студия МХТ

Избранный репертуар

История

Под руководством Берсенева

Закрытие театра