Вопрос:

Маришка Артюхина

МХАТ 2-й — Предыстория. Первая студия МХТ


Ответ:

Кристина Индиенко

Инициаторами создания 1-й Студии в 1912 году стали молодые актёры Художественного театра, задумавшие её как «Собрание верующих в систему Станиславского». Правление Студии возглавил К. С. Станиславский, непосредственно её работой руководил ближайший помощник Станиславского в МХТ Леопольд Сулержицкий. Это был новый тип студийного театра, в дальнейшем послуживший образцом для многочисленных студий и театров-студий, создававшихся как коллективы единомышленников.

До 1921 года Студия давала спектакли в небольшом, вмещавшем около 100 зрителей, помещении на Скобелевской площади. Небольшой зал, в котором к тому же отсутствовала сцена, требовал от актёров особенной достоверности переживаний и тщательного отбора выразительных средств, — в Студии отрабатывались новые методы работы актёра; одновременно она стала творческой лабораторией для начинающих режиссёров Художественного театра: здесь под руководством Сулержицкого обретали опыт и вырабатывали собственный стиль Евгений Вахтангов, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский.

Первый спектакль, «Гибель „Надежды“» Г. Гейерманса в постановке Р. Болеславского, был представлен публике в зале кинотеатра «Люкс» в 1913 году и сразу привлёк внимание к Студии. Успех закрепил «Праздник мира» Г. Гауптмана, поставленный Е. Вахтанговым.

Борис Сушкевич в студийном спектакле «Потоп»

Такой же «визитной карточкой», какой для МХТ была чеховская «Чайка», для его 1-й студии стал поставленный в 1914 году Б. Сушкевичем спектакль «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу. Студия позволила реализоваться актёрам, недостаточно востребованным в Художественном театре, и очень скоро в молодом коллективе появились собственные «звёзды»: Михаил Чехов, Алексей Дикий, Серафима Бирман; раскрылся как актёр и Евгений Вахтангов.

В 1916 году не стало Сулержицкого, в том же году ушёл добровольцем на фронт Болеславский; 1-ю Студию фактически возглавил Б. Сушкевич, в то время как Вахтангов с 1913 года параллельно вёл работу в собственной любительской студии, с 1920 года — 3-й Студии МХАТ.

В репертуарной политике Студия долгое время следовала за Художественным театром, отдавая предпочтение классике и современной зарубежной драматургии; лучшими спектаклями, поставленными на Скобелевской площади, считаются ярко-комедийная «Двенадцатая ночь» У. Шекспира и трагедия «Эрик XIV» А. Стриндберга. Изначально студия исповедовала характерные для раннего МХТ «душевный реализм», естественность существования человека на сцене, сокращение дистанции между актёром и зрителем — те принципы, от которых Художественный театр постепенно отходил.

В 1921 году Студии было предоставлено более просторное помещение бывшего театра «Альказар»; здесь начался постепенный отход от «студийности».

Спектакли 1-й Студии, созданные очень разными художниками, из которых большинство ещё только искало свой путь, подкупали публику своей непредсказуемостью. Вахтангов начинал спектаклями почти натуралистическими, в духе Художественного театра, через несколько лет поставил аскетичный и условный «Росмерсхольм» Г. Ибсена, а закончил (вместе с Сушкевичем) экспрессионистским «Эриком XIV»; сходную эволюцию проделали и другие режиссёры, с годами всё более отдавая предпочтение яркости театральных форм.

Игорь Ильинский, с 1922 года работавший в 1-й студии параллельно с театром Мейерхольда, впоследствии вспоминал: «Замечательной была атмосфера, которая сопровождала все наши репетиции. Режиссура была коллективной, коллективной была и работа над отдельными ролями. За всю мою жизнь я, пожалуй, не встречал такой увлеченной, дружной, истинно товарищеской атмосферы, которая царила в репетиционной работе… У меня осталось впечатление, что каждый член студии был и её равноправным хозяином. Конечно, было какое-то правление или дирекция, или основная группа студии, которая решала планы театра, репертуар, которая вела театр. Но всё это было удивительно по-братски, демократично, и я думаю, или у меня осталось такое впечатление, что каждый художник — член студии — мог делать в студии то, что он хочет».

Признание у публики побудило ведущих актёров Студии добиваться независимости от Художественного театра, который уже много лет пребывал в кризисе, а в 1922 году отбыл на двухгодичные зарубежные гастроли.

Источник: Википедия


Связанные вопросы (МХАТ 2-й):

Избранный репертуар

История

Под руководством Чехова

Под руководством Берсенева

Закрытие театра